Благовестие Захарии описано в Евангелии от Луки 1:1-25

В отрывке рассказывается о явлении Ангела Господня священнику Захарии во время служения в храме предрекшего ему рождение от него сына Иоанна, который будет велик пред Господом, о наказании Захарии немотой за неверие и о зачатии его жены Елисаветы.

Царь Ирод, который здесь упоминается, был родом иудей, сын Антипатра, который при Гиркане, последнем из рода Маккавеев, завладел делами Иудеи. От Рима он получил царский титул. Хотя он и был прозелит, но иудеи не считали его своим, и царствование его было тем именно "отъятием скипетра от Иуды", после которого должен был явиться Мессия (см. пророчество Быт.49:10).

Жена его Елисавета происходила также из священнического рода. Хотя оба они отличались истинной праведностью, но были бездетны, а это считалось у иудеев Божиим наказанием за грехи. Захария, как священник, конечно же служил в храме в опрядке своей череды.

Нужно помнить, что Священники были разделены Давидом на 24 чреды, причем во главе одной из них был поставлен Авия. К такой чреде и причислялся Захария. Каждая чреда проходила свое служение в храме дважды в год по одной седмице, причем священники жребием распределяли между собой обязанности.

Захарии выпал жребий совершить каждение, для чего он вошел во вторую часть Иерусалимского храма, называемую Святое или Святилище, где находился жертвенник кадильный, в то время как весь народ молился в предназначенной для него открытой части храма — “Дворе”. Войдя во святилище, Захария увидел Ангела, и на него напал страх, м. б. и потому, что по иудейским понятиям, явление Ангела предвещало близкую смерть. Ангел успокоил его, сказав, что молитва его услышана, и жена его родит ему сына, который будет “велик пред Господом”. Трудно предположить, что Захария, будучи с женой столь старым, да еще в такой торжественный момент богослужения, при своей праведности, молился бы о даровании сына. Вероятнее всего он, как один из благочестивых людей того времени, усиленно молил Бога о скором наступлении Царства Мессии. Принято считать, что именно об этой(такой) его молитве Ангел сказал, что она услышана.

Молитва Захарии получила высокую награду: не только разрешено его скорбное неплодство и оправдание перед людьми, но сын его будет Предтечею Мессии, прихода которого он так напряженно ожидал. Его сын всех превзойдет своим необыкновенным строгим воздержанием и будет от рождения исполнен особых благодатных даров Св. Духа. Ему предстоит приготовить народ иудейский к пришествию Мессии, что он сделает проповедью о покаянии и исправлении жизни, обратив к Богу многих из сынов Израилевых, формально почитавших Бога, но сердцем и жизнью далеко отстоявших от Него.

Для этого ему будет дан дух и сила пророка Илии, на которого он и будет похож своей пламенной ревностью, строгой подвижнической жизнью, проповедью покаяния и обличением нечестия.

В отличии от Девы Марии, Захария не поверил Ангелу, так как был слишком стар, чтобы надеяться на потомство, и попросил от Ангела знамения, как доказательства истинности его слов. Чтобы рассеять сомнения Захарии, Ангел называет свое имя. Он — Гавриил, что значит: "сила Божия", тот самый, который благовестил и пророку Даниилу о времени пришествия Мессии, указав сроки в "седминах" (Дан. 9:21-27). За неверие Захария наказывается немотой, и, видимо, одновременно еще и глухотой, так как с ним потом объяснялись знаками.

Так как обычно каждение продолжалось недолго и народ удивлялся замедлению Захарии во святилище, а когда он стал объясняться знаками, то решили, что ему было видение. Замечательно, что немой Захария не оставил своей чреды, но продолжал служение до конца.

Жена же его Елисавета, после возвращения Захарии домой, действительно зачала, но пять месяцев скрывала это, боясь, что люди могут не поверить этому и осмеять ее.

Богослужение

Зачатие св. Иоанна Крестителя празднуется 23 сентября (6 октября по н/с).

Тропарь: (глас 4) Первее нераждающая неплоды, возвеселися,/ се бо зачала еси Солнца светильника яве,/ просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую./ Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением:// пророк Вышняго есть хотяй родитися.

Кондак: (глас 1) Веселится светло Захария великий/ со всеславною Елисаветию сопружницею,/ достойно зачинающе Иоанна Предтечу,/ егоже Архангел благовести, радуяся,/ и человецы достодолжно почтим,// яко таинника благодати.


документ "Благовестие Захарии" еще не прикреплен к структуре